ФИЛЬМ "КАСАБЛАНКА": ЕСТЬ ВЕЩИ ВЫШЕ ЛИЧНЫХ ОБИД...

ФИЛЬМ «КАСАБЛАНКА": ЕСТЬ ВЕЩИ ВЫШЕ ЛИЧНЫХ ОБИД WayISay

Фильм "КАСАБЛАНКА" (Casablanca), 1942 год - голливудская романтическая кинодрама 1942 года, поставленная режиссёром Майклом Кёртисом, с Хамфри Богартом и Ингрид Бергман в главных ролях. Действие фильма разворачивается в начале Второй мировой войны в марокканском городе Касабланка. Сюжет сосредоточен на внутреннем конфликте человека, которому приходится выбирать между долгом и чувством, между любимой женщиной и необходимостью помочь ей и её мужу, лидеру движения Сопротивления, бежать из Касабланки для продолжения борьбы с нацистами. «Касабланка» получила три «Оскара», в том числе в категории «лучший фильм». Американский институт киноискусства объявил фильм лучшей мелодрамой всех времён США. Персонажи, диалоги и музыка вошли в число самых любимых, а популярность фильма выросла до такого масштаба, что поныне его часто называют среди лучших фильмов в истории Голливуда.

Майкл Кертис, WayISay

Режиссер Майкл Кертис (англ. Michael Curtiz, настоящее имя Михай Кертес Каминер)

24.12.1888 года, Будапешт, Австро-Венгрия - 11.04.1962 года, Голливуд

американский кинорежиссёр, снял более 160 фильмов

 

 

 

НЕМНОГО ИНТЕРЕСНОГО О ФИЛЬМЕ:

 

Семьдесят пять лет назад 26 ноября 1942 года на экранах американских кинотеатров начался показ фильма, которому суждено было стать не просто классикой мирового кинематографа, но и одной из величайших лент в истории.

 

О СЮЖЕТЕ ФИЛЬМА

 

Забудем о лабиринтах, в которых побывал сценарий великого фильма, и взглянем на результат. Как учил Витгенштейн, чтобы разглядеть картину происходящего всеобъемлюще, необходимо взобраться на вершину лестницы и обратить взор вниз.

 

Перед нами, казалось бы, очередная мелодрама, до краёв наполненная клише и штампами сентиментальных проходных фильмов (каким ему и предсказывалось стать, хотя создавался он как кино категории А); безусловно, картина о любви, о безграничной и вневременной любви, но гораздо в большей степени это фильм о чести.

 

ФИЛЬМ «КАСАБЛАНКА": ЕСТЬ ВЕЩИ ВЫШЕ ЛИЧНЫХ ОБИД WayISayПожалуй, любовь – самое приятное, что есть в нашем порою слишком человеческом мире, но отнюдь не самое важное. Достоинство достойнее счастья. Персонаж Богарта в начале фильма на вопрос майора Генриха Штрассера из Третьего Рейха о его национальности ответил «я пьяница», – весьма дипломатично, учитывая обстоятельства.

 

Однако развязка фильма отчётливо даёт нам представление об изменении позиции Рика: от отстранённого безразличия он переходит на сторону справедливости и борьбы, жертвуя личным счастьем на благо мира (его поступок не связан с желаниями возлюбленной, поэтому, можно сказать, что и её судьбой он пренебрёг).

 

Перед тем как улетит самолёт, и Рик с Луи исчезнут в тумане, ведя медленный спокойный диалог, Рик на прощанье скажет Ильзе гениальные слова: «Ильза, у меня плохо получается быть благородным, но и не нужно много, чтобы понять, что трудности трёх маленьких людей в этом безумном мире – это всего лишь пустяки».

 

В действительности, мало кому из зрителей когда-либо придётся делать подобный выбор, определяющий судьбы целых стран, но человеку должно постоянно помнить о крохотности и незначительности себя в сравнении с целыми нациями. Словами Гарсиа Маркеса, заметившего, что «для целого мира – ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь мир», можно наполнить поэтикой прощальную сцену Рика и Ильзы. Иногда, ради любви к единственному приходится ценить весь мир, а порой, как в случае с Виктором Ласло и Ильзой, – ради целого мира любить одного человека.

 

Можно долго спорить, но «Касабланка» – самая красивая история любви в кинематографе.

 

ФИЛЬМ «КАСАБЛАНКА": ЕСТЬ ВЕЩИ ВЫШЕ ЛИЧНЫХ ОБИД WayISayВ Касабланке каждый сам за себя, здесь могут застрелить любого подозрительного прохожего, и никаких санкций. Жестокий военный мир заставляет любого окунаться в омут корысти и цепляться за малейшую возможность перелететь через океан в заветную Америку.

 

Герои фильма, как главные, так и второстепенные, заключены в крайне напряжённые обстоятельства, в которых раскрываются с обеих сторон: положительной и отрицательной. Благородство и предательство приходят в кафе и пьют за одним столом. Но сохранение индифферентной позиции может быть опаснее любой крайности взглядов. Врага от друга сложнее отличить, когда не знаешь, кто ты сам. Только выбор человека определяет его нишу в жизни: именно поэтому дружба Рика и Рено начинается только в финале, когда оба выбрали позицию по одну сторону баррикады.

 

Фильм слегка лирично затрагивает вечную тему долга, дружбы и предательства, по-своему проникая в души персонажей, оставляя тем свободу выбора.

 

В «Касабланке» нет оригинальности сценария, нет никаких откровений в режиссуре и прочего, пророчащего фильму «культовость»: немного от нуара и много романтики, реализм и поэзия, разобранные на цитаты слова влюблённых, харизма Хамфри Богарта и очарование Ингрид Бергман. История маленьких людей на фоне истории с большой буквы.

 

Только, может быть, этого достаточно? Возможно, таким и было настоящее кино: простым и близким, не стремящимся сразить зрителя спецэффектами, численно уходящими в бесконечность D-форматами и прочей ерундой? И накуренный «кабачок» Рика, в котором играет «AsTimeGoesBy», останется символом трагичной любви, местом, где сталкиваются и разбиваются друг о друга судьбы совершенно чужих людей. У Рика и Ильзы всегда будет Париж, а у нас с вами всегда будет «Касабланка».

 

О СОЗДАНИИ ФИЛЬМА

 

Эталон киношедевра, как ни странно, создавался в атмосфере абсолютного хаоса. Съёмочная группа вспоминает, что режиссёр Майкл Кёртис по съёмочной площадке не ходил, а носился, словно за ним кто-то гонится. Да и вся история с самого первого дня была туманна, что нам должно радоваться тому давнишнему счастливому стечению обстоятельств и работе талантливых людей, сумевших собрать очаровательную мозаику до конца.

 

ФИЛЬМ «КАСАБЛАНКА": ЕСТЬ ВЕЩИ ВЫШЕ ЛИЧНЫХ ОБИД WayISayНачало было положено в 1938 году, когда нью-йоркский писатель Мюррей Барнет посетил ночной французский клуб «Прекрасная Аврора»: его атмосфера и шарм, дополненные прекрасной музыкой, напомнили Барнету бродвейское шоу «Добро пожаловать всем». Вспомнил и песню Германа Хапфельда, играющую в этом мюзикле 1931 года, которая и вдохновила его на сочинение знакомой нам истории; можно по-разному переводить название композиции: «Пока время идёт», «Как бежит время», «Как проходит время» и т.п., – но ни одно из них не трогает душу как оригинальное романтичное «AsTimeGoesBy» (и когда видишь заветные слова, начинаешь напевать мелодию из фильма). Из этой песни и родилась пьеса «Все приходят к Рику», написанная Барнетом в соавторстве с Джоан Элисон.

 

До подмостков театра пьеса так и не добралась, но в 1939 году Барнет предложил голливудским студиям воплотить её на киноэкране. И за $20 тыс. права на экранизацию купил Хэл Б. Уоллис, продюсер Warner Bros. Только название в Голливуде никого не устраивало, оно ничего не говорило, и никакого Рика знать никому не хотелось, зато в 1938 году с успехом шла мелодрама «Алжир», по её образу и подобию решили назвать и очередной кинопродукт – «Касабланка».

 

Для дальнейшей работы пьесу отдали сценаристам-близнецам Джулиусу и Филипу Эпстайнам, которые до этого не работали вместе. Они выполнили практически всю работу по переработки пьесы в сценарий, написав диалоги и конкретно обрисовав образы главных персонажей, но их писательский вклад на этом прервался вызовом из Вашингтона для работы над серией патриотических документальных фильмов. Тогда было решено привлечь к работе мастера пера – Говарда Коха, автора радиопостановки «Война миров» Уэллса, заставившей американцев поверить в марсианское нашествие.

 

Наличие трёх авторов сценария не только не решило проблему, но и вызвало настоящую катастрофу, вылившуюся в печально известную повесть о том, как сценарий великой «Касабланки» не был окончательно написан до последнего дня съёмок; между Уоллисом, братьями Эпштейн и Кохом велись бесконечные споры, за которыми наблюдали все участники проекта, каждый день за ланчем режиссёр Кёртис ругался с продюсером по поводу бесчисленных изменений в сценарии. Более или менее толковую рукопись Эпштейны предоставили за три дня до начала съёмок, а Кох через две недели после. 25 мая 1942 года Кёртис сел в режиссёрское кресло и крикнул «Камера, мотор, начали!»

 

ФИЛЬМ «КАСАБЛАНКА": ЕСТЬ ВЕЩИ ВЫШЕ ЛИЧНЫХ ОБИД WayISayОтмотаем ленту назад и остановимся на сюжете с приходом режиссёра. Майкл Кёртис – псевдоним венгерского режиссёра Михая Кёртеса Каминера, снявшего когда-то первый полнометражный фильм на венгерском языке, а в 1913 году ассистировавший Аугусту Блому в работе над «Атлантикой» – первым фильмом, вдохновлённым историей «Титаника». По политическим соображениям он был вынужден перебраться работать в Европу, а потом и Америку; к моменту создания «Касабланки» у него в фильмографии уже накопилось множество триллеров и приключенческих фильмов, например, такие кассовые картины, как «Капитан Блад» и «Приключения Робин Гуда», сделанные на студии Warner Bros. Подключившись к команде «Касабланки» первым делом он забраковал сценарий Коха, и последний снова был вынужден задействовать весь свой талант кинодраматурга. Если обобщать, то именно сценарий – виновник всех неприятностей и плохого настроения членов съёмочной группы.

 

Известная установка Хичкока, что для «создания хорошего фильма нужны только три вещи: сценарий, сценарий и ещё раз сценарий» здесь явно попадает в тупик, а ведь одна из оскаровских статуэток «Касабланки» именно за лучший адаптированный сценарий, и гильдия сценаристов Америки назвала сценарий к этому фильму величайшим сценарием всех времён. Только Хичкок всё равно остаётся прав, даже если сценарий пишут по ходу дела между дублей. Кино – искусство, безусловно, возвышенное, но и без кровавых споров не обходится. Нервозность на площадке фильма превосходила размеры солнечной системы, вплоть до таких деталей, что из-за европейского акцента Майкла Кёртиса актёры не всегда понимали, чего же он от них хочет. Хаос космических размеров.

 

ОБ АКТЕРСКОМ СОСТАВЕ

 

ФИЛЬМ «КАСАБЛАНКА": ЕСТЬ ВЕЩИ ВЫШЕ ЛИЧНЫХ ОБИД WayISayДоверив постановку венгерскому мастеру, нужно было определиться с актёрским составом. Всей правды нам не узнать, наверно, никогда, но поговаривали, что на главную мужскую роль (Рика Блейна) или на эпизодическую хотели пригласить Рональда Рейгана, будущего президента Соединённых Штатов, а тогда просто популярного актёра. Потом мимо прошла кандидатура Джорджа Рафта. С Хамфри Богартом же режиссёр работал в фильме «Ангелы с грязными лицами» (1938), да и актёр был тогда в зените славы. Хотя Богарт до этого не играл в мелодрамах, выступая в амплуа «крутых» парней, вечно курящих и вечно пьющих идеальных мужчин нуарного кино, «Касабланке» как раз и нужен был такой герой, у которого за плечами угадывалось бы таинственной прошлое вкупе с сентиментальными поступками.

 

На женскую роль искали красивую, утончённую актрису, увидев которую любой мужчина в восхищении мог бы произнести: «Вот как выглядит совершенная женщина». Ведь главную героиню любили две поистине масштабные личности, двое достойнейших мужчин в Касабланке. Уоллис изначально хотел видеть в роли Ильзы Лунд Ингрид Бергман, но утвердили Энн Шеридан, которая, пока сценаристы ругались, уже приступила к съёмкам в другом проекте. Роль предложили Мишель Морган, но её агент запросил гонорар в $55 тыс., что было недопустимо, учитывая общий бюджет фильма в $950 тыс.; тогда пригласили Ингрид Бергман, согласившуюся на скромные $25 тыс. Бергман была связана контрактом с Дэвидом Селзником, но продюсеры заключили взаимовыгодную сделку: шведскую актрису забирали на Warner Bros, а Селзник взамен получал Оливию де Хэвилленд.

 

21 апреля 1942 года Бергман официально утвердили на роль. Так о знаменательном дне она вспоминает в своих мемуарах: «Меня бросало то в жар, то в холод. Потом стало так знобить, что я подумала, не лечь ли в постель, к тому же ужасно разболелась голова. Я даже не ожидала, что на меня это все так подействует. Пробовала слегка напиться за обедом, чтобы отпраздновать, — не смогла. Пробовала плакать, смеяться — ничего не получалось. Трижды ложилась в постель и опять вставала. Наконец пришло утро, и я успокоилась. Фильм называется «Касабланка», и я понятия не имею, о чём там идет речь».

 

Пока Селзник радовался, что его подопечной придётся играть в новом образе, утончённую и женственную Ильзу, Майкл Кёртис давал Ингрид разочаровывающие советы о том, что в Американской киноиндустрии каждый актёр играет установившийся типаж самого себя, не пытаясь пополнить коллекцию кинообразов. Иначе зритель разлюбит актёра – если увидит Гари Купера не в роли Гари Купера, а в обличие горбуна из Нотр-Дама. На такую тираду Ингрид смогла лишь ответить твёрдое «нет»: в Швеции принято играть и быть разным. С Богартом работать было сложно, он постоянно держал дистанцию, хотя и был вежлив. «Он вышел из гримёрной, сыграл сцену и снова исчез. Всё было очень странно и сдержанно», – вспоминала Ингрид. Тогда же снимался «Мальтийский сокол», и Бергман даже ходила между съёмками посмотреть на Боги, желая лучше узнать его и понять.

 

ФИЛЬМ «КАСАБЛАНКА": ЕСТЬ ВЕЩИ ВЫШЕ ЛИЧНЫХ ОБИД WayISayПомимо Ильзы Лунд и Рика Блейна ключивую роль играет персонаж Виктора Ласло. Его отдали в руки австрийца Пола Хенрейда: критики посчитали его игру довольно-таки стушевавшейся на фоне Богарта, но с этим можно поспорить, хотя бы вспомнив потрясающую по глубине сцену разговора Рика и Виктора в конце фильма, где Ласло грустно замечает: «Похоже вы видите во мне только лидера Сопротивления, но я ещё и человек».

 

Значима и фигура шефа полиции Луи Рено, превосходно исполненная Клодом Рейнсом, чьи минималистические и порою угодливые движения точно передают приспособленческий, но честный характер персонажа, старательно соблюдающего политический нейтралитет и готового принять хоть создание Четвёртого рейха.

 

О СЪЕМКАХ ФИЛЬМА

 

Съёмки проходили каждодневно без подготовки: актёрам вручался сценарий, и они должны были зачитывать свои реплики. Конечно, результат получался нелепым, а Кёртис, известный тиран на площадке, был постоянно недоволен и самими диалогами, и актёрской игрой. Зато приветствовалась импровизация на любой вкус. Легендарная фраза: «Here's looking at you, kid» (Вот смотрю на тебя, малыш) придумана Боги, причём, и прежде он произносил её в кино.

 

По утрам труппа спрашивала: «Кто же мы всё-таки? Что мы здесь делаем?», на что режиссёр мог ответить только: «Мы сами пока не знаем, давайте пройдём сегодня эту сцену, а завтра посмотрим, что к чему». Что ж, девиз Скарлетт О’Хара всегда в помощь.

 

Бергман вспоминает, что «Майкл Кёртис не знал, что он делает, потому что и ему был неведом ход сценария. Хамфри Богарт бесился, не имея ни малейшего представления о том, что происходит». Ингрид и сама не чувствовала себя комфортно, спрашивая в кого же влюблена её героиня – в Рика или Виктора? Продюсер и режиссёр единодушно-равнодушно ответствовали: «Мы это и сами еще не знаем. Пока просто играй что-то среднее». В итоге Ингрид решила ни на одного воздыхателя не смотреть с любовью, хотя знаменитый блеск её глаз зрители запомнят навсегда именно как пример взгляда, переполненного любовью.

 

ФИЛЬМ «КАСАБЛАНКА": ЕСТЬ ВЕЩИ ВЫШЕ ЛИЧНЫХ ОБИД WayISayСемимильными шагами команда подошла к завершению съёмок, вполне логично обнаружив, что финала как не было в начале съёмочного процесса, так он не появился и теперь. Посовещавшись, дружно решили отснять два варианта концовки. В первом варианте Рик отдавал билеты Ильзе и Виктору, и последние улетали в Америку, чтобы Ласло мог продолжить свою политическую деятельность. После слов «Стоп! Снято!» всем стало ясно, что финал превосходен, а заключительная фраза Рика «я думаю, Луи, это начало прекрасной дружбы», придуманная Хэл Б. Уоллисом, просто замечательна. Поэтому вторую версию концовки, где Ильза остаётся с Риком, даже не потрудились снимать.

 

Вот в такой обстановке выковывался один из романтичных фильмов в киноистории.

 

Когда фильм окончательно был закончен в августе 1942 года, Макс Штайнер, наполнивший картину венской музыкой, неожиданно потребовал убрать песню «AsTimeGoesBy», но тогда бы пришлось переснимать большую часть материала, поэтому мелодия, к счастью, осталась. Премьеру предполагалось сделать весной 1943 года, но 8 ноября 1942 союзники вошли в Касабланку, и студия хотела добавить короткий эпилог с разговором героев Богарта и Рейнса, однако Селзник на встрече с Джеком Уорнером убедительно растолковал, что премьеру надо организовывать незамедлительно, пока у фильма такая хорошая бесплатная реклама. Реализм и романтизм переплелись в гармоничном повествовании киношедевра.

 

Поэтому премьера ленты состоялась 26 ноября 1942 года, хотя в большой прокат её пустили лишь в январе 1943 года. На первый показ были раскуплены все билеты, поэтому количество сеансов увеличивалось, да и восторженные отзывы в газетах этому только способствовали. Среди поклонников «Касабланки» оказался и президент Рузвельт, заказавший копию для гостей, приглашённых в его загородный дом на приём. За первые месяцы проката прибыль составила больше $4 млн. – фантастический коммерческий успех тех лет.

 

О НАГРАДАХ ФИЛЬМА

 

ФИЛЬМ «КАСАБЛАНКА": ЕСТЬ ВЕЩИ ВЫШЕ ЛИЧНЫХ ОБИД WayISay«Касабланка» номинировалась на восемь наград Американской Киноакадемии, но получила три Оскара: за лучший фильм, режиссуру и сценарий.

 

В 1950-х и 1960-х годах кино повторно выходило в прокат, собирая полные залы, а в 1980-х голливудские мастера «раскрасили» фильм, но эту версию, честно говоря, лучше не видеть. «Детей» у «Касабланки» тоже родилось немало: Кёртис поставил в 1944 году схожий «Путь в Марсель» с Хамфри Богартом, Вуди Аллен назвал один из первых своих фильмов фразой, с которой Рик обращается к пианисту Сэму «Сыграй это ещё раз, Сэм» (1972), итальянец Франческо Нути создаёт фантазию «Касабланка, Касабланка…» (1985), один из первых телефильмов студии Уорнеров вырос из мелодии «AsTimeGoesBy», в шедевре Кустурицы «Белая кошка, чёрный кот» (1998) цыган Грга без конца пересматривает финальные кадры «Касабланки», цитируя слова Рика о дружбе, фильм «Обычные подозреваемые» (1995) получил название от капитана Рено и т.д. Ну а злосчастный сценарий в 1980-х годах ироничные продюсеры разослали по различным студиям под его изначальным названием: некоторые подуставшие киношники не узнали «Касабланку» и вернули сценарий за недостаточно конфликтный сюжет.

 

Мы разделяем точку зрения автора: Вероника Кломас

источник

 

 

ЦИТАТЫ ИЗ ФИЛЬМА:

 

ФИЛЬМ «КАСАБЛАНКА": ЕСТЬ ВЕЩИ ВЫШЕ ЛИЧНЫХ ОБИД WayISay

 

/* Убиты два немецких курьера, перевозивших важные документы */
/* Облава в поисках беженцев, либералов и красавиц для префекта полиции */

― Умоляю, месье, берегите себя. Будьте начеку. Здесь полно хищников. Тут хищники повсюду. Везде.

 

/* В город прилетел майор Штрассер. Его встречает префект полиции капитан Рено */

― Нам уже известно имя убийцы.
― Отлично. Он арестован?
― Спешить некуда. Вечером он будет у Рика. Все приходят к Рику.

 

/* Американское кафе Рика. Тут пьют, продают, договариваются */

― А может, хоть немножко побольше? Прошу вас.
― Сожалею, мадам. На бриллианты на рынке нет спроса, они повсюду.

 

/* Все хотят выпить с Риком. Но увы... */

ФИЛЬМ «КАСАБЛАНКА": ЕСТЬ ВЕЩИ ВЫШЕ ЛИЧНЫХ ОБИД WayISay― Официант, вы не пригласите Рика выпить с нами?
― Мадам, он никогда не пьет с клиентами, не помню таких случаев.
― Откуда у владельца кафе столько снобизма?

― Тогда скажите ему, что я управлял вторым по величине банком Амстердама.
― Вторым по величине? Этим его не удивишь. Первый банкир Амстердама печет пирожные у нас на кухне.
― У нас есть к чему стремится.

 

/* Рик не пускает в кафе немецкого банкира. Посылает его в бар. Угарте впечатлен */

― Знаешь, Рик, глядя, как ты только что обошелся с немецким банкиром, можно подумать, что ты занимался этим всю жизнь.
― А почему ты решил, что нет?

 

/* Угарте обсуждает с Риком вопросы самоуважения */

― Ты ведь меня презираешь?
― Если бы я хоть иногда вспоминал о тебе, то наверное, презирал бы.

― Но подумай о несчастных, которым не по зубам цена капитана Рено. Я беру вдвое меньше. Разве я такой уж паразит?
― Я не против паразитов. Я против низости.

 

/* Угарте передает Рику на хранение транзитные письма от генерала де Голля. Те самые */

―Знаешь, Рик, у меня здесь много друзей. Но как-то, именно потому, что ты меня презираешь, ты единственный, кому я доверяю. Пусть они побудут у тебя.

 

/* Ивон требует у Рика отчета. Любит его */

― Где ты был прошлой ночью?
― Это было так давно, я не помню.

― А сегодня я тебя увижу?
― Я не строю планы так далеко.

 

/* Луи Рено пришел поговорить с Риком. Предлагает утешить Ивон */

― Когда дело касается женщин, ты настоящий демократ.

 

/* Луи спрашивает, почему Рик не возвращается в Америку */

ФИЛЬМ «КАСАБЛАНКА": ЕСТЬ ВЕЩИ ВЫШЕ ЛИЧНЫХ ОБИД WayISay―Ты обчистил церковную кассу? Или увел у сенатора жену? Мне больше нравится думать, что ты убил кого-то. Во мне живет романтик.

― Что же, черт возьми, занесло тебя в Касабланку?
― Здоровье. Я приехал сюда на воды.
― Воды? Какие воды? Мы же в пустыне.
― Меня плохо информировали.

 

/* Луи предупреждает, что в кафе произойдет арест убийцы. Не стоит его предупреждать */

― Нет человека, ради которого я бы подставил шею.
― Мудрая внешняя политика.

 

/* Луи знает, что в кафе продают много виз на выезд, но Рик не продал ни одной */

― Именно поэтому тебя до сих пор не закрыли.
― Я думал, это потому, что тебе позволяют выигрывать в рулетку.
― И это тоже.

 

/* В Касабланку прибывает Виктор Ласло */

― Впервые вижу, что на тебя что-то произвело такое впечатление.
― Он сумел произвести впечатление на половину мира.
― И мой долг - уберечь от этого вторую половину, Рик.

 

/* Луи уверен, что Ласло поймают. Рик готов поспорить */

― 20 тысяч франков, что это не так.
― Это серьезное предложение.
― Я только что выплатил двадцать тысяч, я хочу их вернуть.
― Пусть будет десять. Я всего лишь бедный коррумпированный чиновник.

 

/* Угарте арестовали. Рик, капитан Рено и майор Штрассер за одним столиком */

― Майор Штрассер - один из тех, кому Третий Рейх обязан своей репутацией.
― Вы так произносит Третий Рейх, словно будут и другие.
― Лично я, майор, приму все.

 

/* Штрассер просит разрешения задать Рику несколько вопросов. Ну-ну*/

― Кто вы по национальности?
― Пьяница.
― Это дает Рику право считаться гражданином мира.

 

/* Рик умеет отвечать на самые скользкие вопросы */

ФИЛЬМ «КАСАБЛАНКА": ЕСТЬ ВЕЩИ ВЫШЕ ЛИЧНЫХ ОБИД WayISay― Вы один из тех, кто не может представить немцев в своей любимом Париже?
― Вообще-то, он не мой любимый.
―А в Лондоне вы можете нас представить?
―Спросите меня, когда займете его.
―Дипломат!
―А как насчет Нью-Йорка?
―Ну, в Нью-Йорке есть кварталы, майор, в которые я бы не советовал вторгаться.

 

/* Виктор Ласло и Ильзе Лунд. У них заказан столик */
/* Луи Рено пришел поговорить. Восхищается Ильзой и рассказывает про Рика */

― Мне говорили, что вы самая прекрасная женщина из всех, что гостили в Касабланке, но тем не менее, я сражен наповал.

― Мадемуазель, он такой мужчина, что будь я женщиной, я был бы влюблен в Рика.

 

/* Ласло пошел поговорить с Бергером. Бергер узнал его по фотографиям в газетах */

― В концлагере человек обычно худеет.

― Пять раз мы читали о вашей смерти в пяти разных местах.
― Как видите, каждый раз это отчасти было правдой.

 

/* Сэм сыграет ее еще. И еще.. Play it again, Sam... */

― Сыграй ее, Сэм! Сыграй "Как уходит время".

 

/* Рик согласился выпить с Ильзой и Виктором */

ФИЛЬМ «КАСАБЛАНКА": ЕСТЬ ВЕЩИ ВЫШЕ ЛИЧНЫХ ОБИД WayISay― В Касабланке много говорят о Рике.
― А о Викторе Ласло говорят повсюду.
― Очень необычное кафе, поздравляю вас.
― А я вас.
― С чем?
― С вашей работой.
― Спасибо, я стараюсь.
― Мы все стараемся. Но у вас получается.

 

/* Последний раз они виделись в "Прекрасной Авроре". Рик помнит все */

― Я помню каждую деталь. Немцы были в сером, а ты - в голубом.

 

/* Ночь. Рик пьет, Сэм рядом */

― Столько забегаловок разбросано по всему миру, а она приходит именно в мою.

― Что ты играешь?
― Эту вещицу я сам написал.
― Перестань. Ты знаешь, что я хочу услышать.
― Я ее уже забыл.
― Если она это выдержала, то смогу и я. Играй!

 

/* Воспоминания о Париже */

― Почему мне так повезло? Почему ты ждала, пока я появлюсь в твоей жизни?
― Почему в моей жизни нет другого мужчины? Это просто. Он был. Но он умер.
― Извини. Я забыл, что мы договорились не задавать вопросов.
― Что ж. На все наши вопросы есть только один ответ.

 

/* Кафе "Прекрасная Аврора". Шампанское само себя не выпьет */

― Этот бокал - за тебя, малыш.

― Поцелуй меня. Поцелуй меня так, будто это в последний раз.

 

/* Вокзал. Ильза не пришла */
/* Кафе "У Рика". Ильза рассказыает свою историю. Но Рик не хочет слушать */

/* Виктор и Ильза разговаривают с мистером Феррари, хозяином "Голубого попугая" */

― Будем откровенны, мсье. Уехать отсюда вам поможет только чудо. Но немцы даже чудеса поставили вне закона.

 

/* Бедная девушка спрашивает совета у Рика */

― Мсье Рик, что за человек капитан Рено?
― Почти как любой другой мужчина, но немного больше.

 

/* Рик помог паре беженцев выиграть денег на визу. Даже бармен Саша впечатлен */

― Босс, вы сделали хорошее дело.
― Проваливай, сумасшедший русский!

 

ФИЛЬМ «КАСАБЛАНКА": ЕСТЬ ВЕЩИ ВЫШЕ ЛИЧНЫХ ОБИД WayISay/* "Марсельеза". Штрассер приказывает Рено закрыть кафе */

― Какое право ты имеешь меня закрывать? На каком основании?
― Я в шоке. Я с ужасом узнал, что здесь играют в азартные игры.
― Ваш выигрыш, сэр.
― Большое спасибо. Все на выход, немедленно!

 

/* Квартира Рика. Ильза пытается убедить его отдать письма. Вот и до пистолета дошло */
/* Пистолетом и добрым словом всегда можно добиться больше! */

― Я уже не знаю, что правильно. Тебе придется подумать за нас обоих. За нас всех.

 

/* Рик предлагает капитану Рено сделку. Подставить Ласло в обмен на свободный отъезд */

― Рикки, я буду по тебе скучать. Кажется, ты единственный в Касабланке еще более бессовестный, чем я.

 

/* Рик продает свое кафе */
/* Капитан Луи хочет арестовать Ласло */

― Вас удивил мой друг Рикки? Все объясняется просто. Похоже, что любовь восторжествовала над добродетелью, ибо...

 

/* Рик направляет пистолет на Луи */

― Я не хочу убивать тебя, но если ты сделаешь шаг, я это сделаю.
― В этих обстоятельствах я, конечно, сяду.

― И помни, пистолет нацелен тебе в самое сердце.
― Это мое наименее уязвимое место!

 

/* Аэропорт. Самолет на Лиссабон */

ФИЛЬМ «КАСАБЛАНКА": ЕСТЬ ВЕЩИ ВЫШЕ ЛИЧНЫХ ОБИД WayISay― Если этот самолет улетит без тебя, ты об этом пожалеешь. Может, не сегодня и не завтра, но скоро и на всю оставшуюся жизнь.

― А как же мы?
― У нас всегда будет Париж! У нас его не было, мы его потеряли, пока ты не приехала в Касабланку. Этой ночью мы вновь его обрели.

― Ильза, у меня плохо получается быть благородным, но и не нужно много, чтобы понять, что трудности трех маленьких людей в этом безумном мире - это всего лишь пустяки.

―Ну, ну. Этот бокал за тебя, малыш.

 

/* Появился майор Штрассер. Рику пришлось его застрелить. Капитан Рено свидетель */

― Убит майор Штрассер. Задержите обычных подозреваемых.

 

/* И они ушли */

―Луи, мне кажется, это начало прекрасной дружбы.

 

источник

 

 

С теплом в сердце,
авторы проекта «WAY I SAY»
ЦИКЛ СТАТЕЙ: НАШИ РЕСУРСЫ
Для жизни на земле природой каждому дарованы три неотъемлемых ресурса: тело, ум, душа.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
1588 5 0 1
ЦИКЛ СТАТЕЙ: МУДРЫЕ ТРАДИЦИИ
Супруги не выходили из дома до тех пор, пока вопросы не были решены...
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ...
ТРАДИЦИИ
1388 0 0 0
ЦИКЛ СТАТЕЙ: МУДРЫЕ ПРИТЧИ
Вы больше дорожите своими обидами и храните, таите их за пазухой, вместо того чтобы оберегать дружбу, счастье...
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ...
Сергей Шепель
1237 1 0 1
Написать комментарий:
Ваше имя:
Ваш e-mail: