ЗАЧЕМ НАМ УПРАВЛЯТЬ ИНФОРМАЦИЕЙ?
Управлять информацией необходимо для того, чтобы получать актуальные представления об окружающей среде, преобразовывать их через внутреннее восприятие и осмысление, чтобы в конечном итоге иметь возможности для выбора и принятия решений.
ОБ ИНФОРМАЦИИ И СВЯЗИ С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ
Информация – материал для наших мыслей и чувств. Ум через органы чувств собирает информацию из вне, с помощью внутреннего осмысления и восприятия преобразовывает сведения в единое представление (образ) и хранит для последующего выражения в словах и действиях.
Мы смотрим (зрение) и ЧТО ВИДИМ?
Мы слушаем (слух) и ЧТО СЛЫШИМ?
Мы ощущаем запахи (обоняние) и ЧТО ЧУЕМ?
Мы пробуем (вкус) и ЧТО ВЫБИРАЕМ?
Мы прикасаемся (осязание) и ЧТО ОЩУЩАЕМ?
Если внутренние представления (образы) о событиях и окружающих людях ближе к действительности – мы уверены в собственном поведении: в выборе и принятии решений, в достижении задуманных результатов, во взаимодействии с людьми. Мы в равновесии и чувствуем себя счастливыми: ум ясен, душа спокойна, тело не напряжено.
Если действительные факты и внутренние представления (образы) о них расходятся, – мы встречаемся с препятствиями. Мы в ступоре при выборе и принятии решений: «не вижу, куда идти дальше», в конфликтах с людьми. Мы в дисбалансе: ум раздвоен, душа тревожна, тело напряжено.
Часто проявление этого состояния – желание «с пеной у рта» спорить с окружающими для убеждения в собственной позиции и повторение одних и тех же негативных ситуаций в жизни.
Возникает сомнение – нечто, призывающее:
- не торопиться принять или отвергнуть действительные факты, и в том, и в другом случае произойдет внутренний разлад и сопротивление;
- углубиться в осмысление и восприятие этих фактов.
Чем глубже мы увлечены, тем глубже осмысление и восприятие, тем меньше в последующем потребуется новой информации для формирования вариантов реагирования в жизненных ситуациях.
Когда много входящей информации и сомнений и мало действий по их осмыслению, преобразованию и использованию – мы ощущаем информационную интоксикацию. Мы в безразличии и лени: ум жалуется на внешние обстоятельства, несправедливость, ищет того, кто ему должен дать готовое решение, душа – в смятении, тело – без сил и энергии.
КАК ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ?
-
Осознавать, что мы реагируем на события и действуем не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии с внутренними представлениями (образами) о них и окружающих людях.
Наши внутренние представления (образы) о событиях основываются на:
- генетической информации – истоке нашего существования, передающейся из поколения в поколение, переходя из систем убеждений родителей в систему убеждений потомков;
- стереотипах и шаблонах поведения – привычных и отработанных до автоматизма последовательностей действий, усвоенных извне в период личного становления и опыта;
- знаниях и убеждениях – алгоритмах действий, полученных и выработанных в период личного становления и опыта;
- необработанной (входящей) информации – совокупности нужных и ненужных, полезных и вредных, позитивных и негативных данных, впрок и про запас, потому что ум не знает, что пригодится человеку в постоянно изменяющейся внешней среде.
Структура представлений (образов) и алгоритмов поведения у каждого человека индивидуальна. Полагаться только на то, что когда-то было передано или усвоено, безответственно.
Во-первых, изначально поведение взрослых могло быть ограничивающим, одно и то же событие каждый человек воспринимает и переживает по-своему.
Во-вторых, информация с течением времени может устареть, потерять актуальность и иногда даже смысл.
Поскольку окружающий мир непредсказуем и постоянно меняется, постольку и нам, являясь взрослыми, важно на основе актуальной информации:
- или сознательно изменять наши представления (образы), приспосабливая их к новой действительности,
- или предпринимать шаги для изменения внешнего мира по сложившимся представлениям.
-
Устранять привычки передачи во вне первичной, необработанной информации, за исключением, когда сведения носят экстренный или информационный характер.
То, что мы сразу увидели или услышали, – это, как правило, поверхностная информация, еще неосмысленная и непрочувственная нами. Информация о взаимоотношениях между людьми вообще трудна в формализации и наиболее спорна в оценке ее объективности и правдивости.
Промолчать и остановиться, например, в сплетнях, в осуждениях – поступок, который в первую очередь высвобождает личные ресурсы для достижения собственных желаний и целей.
-
Концентрироваться на характеристиках информации (нужность, полезность, достоверность, полнота, актуальность), а не на восприятии и оценке симпатии или антипатии к автору (носителю) информации.
Как часто мы отказываемся от информации только потому, что человек неприятен или не авторитетен. Обертка и содержание часто различаются.
По субъективным и объективным причинам автор (носитель) информации может не нравиться, но может обладать знаниями и навыками, нужными для решения наших ожиданий и целей. Отсекая автора (носителя) информации, мы отсекаем собственно информацию и можем упустить собственные возможности.
-
Изыскивать и извлекать пользу в информации, зная, что автор (носитель) информации излагал направление собственной мысли и собственное восприятие в определенное время и в определенном окружающем мире, а понимание и восприятие ее для собственных идей и целей зависит только от нашей готовности и намерения.
Без взаимодействия с информацией, без интеллектуального ее преобразования и чувственного восприятия мы теряем собственное направление и опору. Вместо того, чтобы уверенно выбирать и действовать, мы становимся рефлекторными в поведении и позволяем манипулировать нами.
Мастерство – быть открытым для информации и, владея собственными ресурсами, – умом, душой и телом, – научиться осознанно использовать ее для наилучшего выбора и своевременного принятия решения в действительности.
Наша коллекция к этой теме:
Притча: почему нужно думать, прежде чем говорить?
Наше вдохновение к этой теме:
Фильм «Газонокосильщик»: когда информация приносит вред?
Фильм «Люси»: осознавать себя, передавать знания, преодолевать время.
Фильм «Сфера»»: когда личное пространство становится публичным.
авторы проекта «WAY I SAY»
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ