"СФЕРА": КОГДА ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО СТАНОВИТСЯ ПУБЛИЧНЫМ

Сфера, когда личное пространство становится публичным

Фильм "СФЕРА" (The Circle), апрель 2017 года. В главных ролях Эмма Уотсон и Том Хэнкс. Слоганы - «Знание - сила, всезнание - власть», "Knowing is good. Knowing everything is better."

Джеймс ПонсольдтРежиссер Джеймс Понсольдт

родился в 1978 году, Джорджия, США

режиссер, продюсер, сценарист, актер

 

 

 

Фильм "Сфера" - о последствиях, когда личное

пространство становится публичным, - наш выбор к статье

ЗАЧЕМ НАМ УПРАВЛЯТЬ ИНФОРМАЦИЕЙ?

 

 

 

НЕМНОГО ИНТЕРЕСНОГО О ФИЛЬМЕ:

 

Сфера, когда личное пространство становится публичным«Фильм «Сфера» 2017 года — адаптация одноимённого романа Дэйва Эггерса. Судя по рейтингу фильма на IMDb и «Кинопоиске», адаптация не слишком удачная — многие детали при переезде из книги в сценарий потерялись, а то, что всё-таки вошло в фильм, оказалось изрядно переиначено. Но искать смысл в фильме «Сфера» от этого не менее интересно.

 

Я предполагаю, что большинство моих читателей ещё не добрались до романа, поэтому иногда буду на него ссылаться и цитировать, но так, чтобы это было понятно не читавшим книгу. Бумажная «Сфера» нам поможет понять смысл «Сферы» кинематографической в тех местах, где режиссёр и сценарист явно что-то упустили.

 

Что символизирует «Сфера»?

«Сфера» — это универсальный образ гигантской IT-корпорации. Как верно подметил блогер AtZ, «Сфера» находится не в Силиконовой долине — она и есть Силиконовая долина. В книге Эггерса «Сфера» названа «единственной компанией, от которой взаправду что-то зависит».

 

Я не думаю, что «Сфера» — это сатира на одну из реальных IT-компаний, скажем, Google, Apple или Uber. Правда, логотип вымышленной корпорации подозрительно напоминает лого Uber, перекрашенное и перевёрнутое. Это тем более странно, что в книге есть точное описание логотипа «Сферы»: «плетёная решётка в шаре, с маленькой „с” в центре». Зачем создатели фильма переделали логотип — мне неизвестно, но в книге «Сфера» подчёркнуто отделяется от реальных IT-компаний: «гигант, который поглотил Facebook, Twitter, Google».

 

Образ «Сферы» слишком универсален, чтобы быть кривым зеркалом для Google или Facebook. Она символизирует нечто более глобальное. По словам Тома Хэнкса, «Сфера» — это всё то, чем стремится быть интернет. А интернет создают люди: люди пишут код и проводят сети, люди делают контент и потребляют его, люди ставят лайки и оставляют комментарии. «Сфера» — это метафора интернета, а не точечный удар по одной-двум IT-компаниям.

 

«Прозрачность» — это безусловное зло?

Сфера, когда личное пространство становится публичным«Секреты — это ложь», — говорит Мэй и торжественно объявляет себя полностью «прозрачной». Для Тая и Мерсера, напротив, отказ от права на частную жизнь невозможен, эта перспектива пугает их. Но даже в мире «Сферы» вопрос о правомерности вмешательства в чужую жизнь не решён однозначно, а уж в реальной жизни — тем более.

 

В фильме есть как минимум два примера того, как технологии «Сферы» делают мир лучше. Если бы не камеры SeeChange, установленные повсюду, Мэй бы погибла в ту ночь, когда угнала каяк. Если бы не SoulSearch, так и не удалось бы найти женщину, убившую троих детей.

 

В книге таких примеров больше. Персонаж по имени Фрэнсис, которого нет в фильме, в детстве потерял двух маленьких сестёр — их похитили, изнасиловали и убили. В «Сфере» он входит в состав команды, занимающейся разработкой технологии вживления GPS-трекеров в костную ткань. Он объясняет Мэй, что эта технология спасёт тысячи детских жизней.

 

Но те же самые технологии могут человеческую жизнь сломать. С помощью вездесущих камер SeeChange многомиллионная аудитория застала родителей Мэй в спальне — и пожилая пара уже никогда не оправится от стыда. SoulSearch позволил Мэй найти Мерсера за считанные минуты — только ради того, чтобы молодой человек погиб, защищая своё личное пространство.

 

Выше мы уже выяснили, что «Сфера» — это метафора интернета. «Интернет всегда будет отражением человека», — считает Том Хэнкс. И смысл фильма «Сфера» не в том, что высокие технологии — это однозначное зло. Даже «прозрачность» (на первый взгляд — кошмарное нарушение прав человека!) может спасти человеческую жизнь или помочь правосудию. Но послужат технологии добру или злу — зависит от людей, в чьих руках они находятся.

 

«Сфера» — это антиутопия?

Сфера, когда личное пространство становится публичным«Это не антиутопия, это фильм про сегодняшнее общество», — настаивает Эмма Уотсон. Действительно, найти личную информацию о большинстве из нас не так уж сложно: заходи на страницу в VK или Instagram и собирай. И доступность информации в реальной жизни не всегда оборачивается добром: благодаря ей в интернете возможна травля, угрозы и шантаж.

 

Во время круглого стола, приуроченного к выходу «Сферы», Паттон Освальт (исполнитель роли Тома Стентона) сказал: «Люди больше не добиваются известности — социальные медиа обрушивают на них известность». «Социальные медиа — это усилитель, мегафон, который можно использовать во зло или во благо», — согласилась Эмма Уотсон. Когда бы вы ни читали эту статью, вы легко вспомните очередной пример того, как кто-нибудь печально прославился в интернете помимо своего желания. Это обратная сторона высоких технологий — та самая, о которой предупреждают нас создатели «Сферы».

 

В чём смысл финала?

Главная героиня фильма, Мэй Холланд, находится под перекрёстным влиянием двух персонажей — Тая Лафита и Эймона Бэйли. Тай Лафит, создатель технологии TruYou (в русском переводе это название превратилось в нелепое «АутенТы»), недоволен тем, во что Эймон Бэйли и Том Стентон превратили его изобретение. Он против вмешательства в частную жизнь, но открыто свою позицию не выражает, держится в тени. Выслушав его рассказ, Мэй перестаёт идеализировать «Сферу». Но тем не менее она попадает в доверие к Эймону Бэйли и становится фактически лицом компании.

 

Сфера, когда личное пространство становится публичнымПо точному замечанию Паттона Освальта, Бэйли и Стентон используют Мэй как вожака леммингов, который прыгнет вниз с обрыва и увлечёт за собой остальных. Она становится «прозрачной» сама, а в финале делает неожиданный ход — делает «прозрачными» самих Стентона и Бэйли. После того, как Мэй повесила на них камеры SeeChange в прямом эфире перед миллионами зрителей, они уже не смогут просто снять устройства. Более того, они сами сделали к этому первый шаг, когда взялись следить за частной жизнью сенатора. Незадолго до развязки мы узнаём, что Мэй просила Тая о помощи и, вероятно, задумала весь этот план под его влиянием. Но означает ли это, что Тай победил?

 

Мэй отобрала власть у Бэйли и Стентона, теперь они не могут уйти от всевидящего ока толпы и использовать собранную информацию в своих интересах. Но к кому эта власть перешла? Ко всем и ни к кому. Тай уж точно не остался победителем — ведь он выступал против идеи всеобщего контроля. Теперь власть досталась толпе — тем самым людям, которые довели до гибели Мерсера.

 

На финальных кадрах мы видим Мэй, окружённую дронами. Значит, теперь каждый человек на Земле живёт под круглосуточным наблюдением всего остального населения. Стал ли мир лучше или хуже? Если «секреты — это ложь», значит, теперь не осталось ни лжи, ни преступлений? И да, и нет. Зная о том, что за ним наблюдают, человек не сможет совершить дурной поступок — наказание последует мгновенно. Но это не значит, что человек не захочет поступить плохо. Можно избавиться от преступности, но не от зла внутри человека. А люди в мире «Сферы», как и в нашей с вами реальности, ещё далеки от совершенства.»

 

Мы разделяем точку зрения авторов из проекта Много смысла

источник

С теплом в сердце,
авторы проекта «WAY I SAY»
ЦИКЛ СТАТЕЙ: НАШИ РЕСУРСЫ
Информация – материал для наших мыслей и чувств...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
5397 8 0 1
ЦИКЛ СТАТЕЙ: ФИЛЬМЫ
Бог создал его примитивным, а наука сделала его Богом...
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ...
Бретт Леонард, режиссер
3029 0 0 1
ЦИКЛ СТАТЕЙ: ФИЛЬМЫ
Она — ключ к тайнам Вселенной...
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ...
Люк Бессон, режиссер
7522 1 0 0
Написать комментарий:
Ваше имя:
Ваш e-mail: