ЗАЧЕМ И КАК УПРАВЛЯТЬ ПОТРЕБНОСТЯМИ? ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Потребности лучше знать и управлять ими, потому что на них и опираются мотивы – то, что управляет нашим поведением или поведением другого человека

 

ЗАЧЕМ И КАК УПРАВЛЯТЬ ПОТРЕБНОСТЯМИ? ЧАСТЬ ВТОРАЯ WayISay

 

время чтения:    3 минуты

 

 

Это вторая часть статьи.

С первой частью вы можете ознакомиться здесь:

«ЗАЧЕМ И КАК УПРАВЛЯТЬ ПОТРЕБНОСТЯМИ? ЧАСТЬ ПЕРВАЯ»

 

 

ЗАЧЕМ УПРАВЛЯТЬ ПОТРЕБНОСТЯМИ?

 

Желания и потребности не всегда соответствуют друг другу. Мы желаем съесть сладкое при отсутствии потребности в пище. Или наоборот. Желания в нас возникают из родового и личного опыта, убеждений, культуры, традиций, социального окружения, экономической ситуации. И мы становимся зависимыми от них как от подлинных желаний.

 

Потребности побуждают к действию – удовлетворить то, что хотим или отказаться от того, что не хотим.

 

В отличие от животных, мы можем потребностями управлять:

  • произвольно дышать или задерживать дыхание,
  • есть или голодать,
  • познавать новое или испытывать скуку,
  • стремиться к общению или находиться в одиночестве.

 

Возможность управлять потребностями порождает:

  • наличие вариантов для удовлетворения потребностей – с одной стороны,
  • последствия выбора и ответственности за принятые решения – с другой.

 

 

КАК УПРАВЛЯТЬ ПОТРЕБНОСТЯМИ?

 

Шаг 1. Отказаться от насилия над собой

 

Овладение собственными потребностями и постепенный путь к самореализации и индивидуальности не основывается на насилии над собой.

 

Когда мы подавляем потребности с ужасными страданиями (голодание в три дня, полный запрет потребностей), внимание и энергия направляются на сохранение и удержание бдительности, совершение акта насилия над привычкой в себе. Сопротивление внутри нарастает, а внутренний конфликт и кризис ослабевают волю. Подавление сегодня потребует большего подавления завтра, и конца этому нет, пока привычка вновь не возьмет реванш и не наверстает упущенное с лихвой.

 

 

Шаг 2. Честно познакомиться с собственными потребностями: «Что я хочу?» и «Что я не хочу?»

 

Потребности лежат в основе мыслей и чувств, и, соответственно, объясняют поведение и поступки: наши или других людей. Чтобы понимать себя и собственные состояния, другого человека и его состояния, обнаруживать и осознавать конфликты между действительными и навязанными потребностями, лучше научиться выявлять, понимать и выражать:

  • стремления – «Что я действительно хочу?»;
  • отвращения – «Что я действительно не хочу?»

 

В помощь, в дополнение к изложенному в статье «ЗАЧЕМ И КАК УПРАВЛЯТЬ ПОТРЕБНОСТЯМИ? ЧАСТЬ ПЕРВАЯ», ниже приведен список потребностей, предложенный американским психологом Генри Мюрреем.

 

 

Отношение к неодушевленным предметам

 

Потребность приобретения

Добывать имущество и собственность. Схватить, урвать, украсть что-либо. Торговать или спекулировать. Работать ради денег и вещей

Потребность охраны

Чинить, чистить, охранять вещи, защищать их от повреждения

Потребность порядка

Устраивать, систематизировать, складывать вещи. Быть опрятным и чистым. Быть точным

Потребность удержания

Сохранять владение чем-либо. Отказываться давать взаймы. Делать запасы. Быть экономным, бережливым, скупым.

Потребность конструирования

Организовывать и строить

 

Честолюбие, стремление к власти, успеху и престижу. Потребности превосходства

 

Потребность достижения

Стремление к власти над вещами, людьми, идеями. Преодолевать препятствия, развивать силы, стараться сделать что-то трудное как можно лучше и быстрее

Потребность признания

Завоевание одобрения и высокого социального статуса. Завоевание похвалы и одобрения. Требовать уважения. Гордиться своими достижениями и демонстрировать их. Искать престижа, почестей, высокого положения

Потребность демонстрирования

Привлекать внимание. Возбуждать, развлекать, шокировать, волновать других. Самодраматизация ("театр одного актера")

 

Защита статуса и стремление избежать унижения. Потребности неприкосновенности

 

Потребность избежания бесчестья

Боязнь и отстранение от возможных источников унижения. Избегать стыда, унижения, насмешек, неудач

Потребность защиты

Устная защита ошибок и поступков. Оправдывать свои или чьи-то действия. Предлагать извинения, объяснения и оправдания. Сопротивляться "расследованию"

Потребность противодействия

Отомстить за оскорбление, с гордостью вновь бороться и мстить после поражения. Выбирать самые трудные задачи. Защищать честь с помощью действия

Потребность доминирования

Влиять на других или контролировать их. Убеждать, запрещать, диктовать. Направлять и вести. Ограничивать и организовывать поведение группы

Потребность почитания

Восхищаться кем-то и добровольно следовать за ним. Сотрудничать с лидером, радостно служит ему

Потребность уподобления

Быть как все, Соглашаться и верить

Потребность автономии

Сопротивляться влиянию и насилию. Бороться за независимость. Бунтовать

Потребность противоречия

Действовать не так, как другие, быть единственным в своем роде. Иметь противоположную точку зрения

 

Садомазохизм

 

Потребность в агрессии

Напасть на объект или повредить, испортить его. Убить. Принижать, обвинять, стыдить или злобно высмеивать человека. Жестоко наказывать

Потребность в унижении

Уступить и подвергнуться наказанию. Сдаться. Признавать вину, искупать вину. Самоуничтожение

 

Отсутствие социально неприемлемого поведения

 

Потребность в избегании вины

Хорошо вести себя и подчиняться закону. Избегать вины или наказания с помощью подавления нежелательных импульсов

 

Привязанность между людьми

 

Потребность присоединения

Устанавливать дружеские отношения и связи. Приветствовать, присоединяться, жить вместе с другими. Сотрудничать и общаться с другими. Любить. Присоединяться к группам

Потребность отвержения

Презирать, игнорировать, оставаться безразличным, быть в стороне

Потребность покровительства

Относиться с симпатией, помогать беспомощному, защищать его. Быть "матерью"

Потребность в поддержке

Искать помощи, защиты или симпатии. Молить о помощи. Умолять о пощаде. Быть привязанным к заботливым родителям. Зависимость

Потребность игры

Расслабляться, развлекать себя, искать разнообразия и удовольствия. Веселиться, играть в игры, смеяться, шутить. Избегать серьезных напряженных ситуаций

Потребность познания

Исследовать, двигаясь и касаясь. Задавать вопросы. Удовлетворять любопытство. Смотреть, слушать, пробовать, проверять. Читать и стремиться к знаниям

Потребность высказывания

Указывать и демонстрировать. Пересказывать факты. Давать информацию. Объяснять, излагать

 

ЗАЧЕМ И КАК УПРАВЛЯТЬ ПОТРЕБНОСТЯМИ? Потребности ЧАСТЬ ВТОРАЯ WayISay

 

Шаг 3. Определить приоритеты собственных потребностей и уровень удовлетворенности ими

 

Некоторая последовательность в удовлетворении потребностей выражается в том, что интеллектуальные и духовные потребности направляют наше поведение в той мере, в какой удовлетворены физиологические потребности. Но ее нельзя считать одинаковой для всех людей.

 

Каждый из нас представляет неповторимый набор и внутреннюю соподчиненность потребностей в зависимости от склонностей, способностей и притязаний. Одни стремятся к максимальному потреблению материальных благ и удовлетворению физиологических потребностей, другие – к знаниям и творчеству, третьи – к духовным потребностям.

 

Поэтому лучше знать и понимать:

  • приоритеты и иерархию собственных потребностей,
  • достаточный для себя уровень удовлетворенности ими.

 

 

Шаг 4. Управлять собственным воображением и мышлением, переключать внимание

 

При возникновении потребности: как при стремлении, так и при отвращении участвует наше воображение: мы представляем образы желаемого или предполагаемое страдание, чаще исходя из приобретенного опыта.

 

Управлять потребностями – наблюдать за мысленными образами того, что хотим или не хотим и регулировать собственное воображение.

 

Когда мы наблюдаем и регулируем одну потребность, например, в дыхании, мы приобретаем силу и власть над другими потребностями, потому что процесс как это делать становится осознанным.

 

Когда мы наблюдаем за собственными потребностями, мы умеем переключить внимание и направить энергию на цели и стремления.

 

 

Шаг 5. Когда ставится цель, лучше определить: какую потребность цель удовлетворяет?

 

Если никакую, то мы ощущаем отвращение: внимание и энергия расходуются на внутреннюю борьбу между «не хочу» и «надо», скуку, постоянное отвлечение, поиски предлогов, чтобы это не делать, оправдания, что в результате будет приводить к физическому и моральному истощению и поиску ресурсов для избавления от напряжения.

 

Если цель удовлетворяет потребность, то мы ощущаем стремление: внимание и энергия направляются на достижение потребности: успех дает прилив энергии, а трудности увеличивают энтузиазм.

 

Собственные потребности лучше знать и управлять ими, потому что на них и опираются мотивы – то, что управляет нашим поведением или поведением другого человека. Когда мы пытаемся навязать человеку мотивы, которые не связаны с удовлетворением его потребностей, то такие мотивы скоро разваливаются. Человеку просто скучно и лень их достигать.

 

Овладение собственными потребностями устраняет страх неудачи, который, как правило, связан с большим количеством неосознанных потребностей.

 

 

 

НАША КОЛЛЕКЦИЯ к этой теме:

 

НАШЕ ВДОХНОВЕНИЕ к этой теме:

 

С теплом в сердце,
авторы проекта «WAY I SAY»
ЦИКЛ СТАТЕЙ: НАШИ ПОТРЕБНОСТИ
Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
5522 1 0 0
ЦИКЛ СТАТЕЙ: НУЖНЫЕ КЛЮЧИ
К какому типу помех в удовлетворении потребностей вы более склонны...
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ...
Мария Владимирова
7485 2 0 0
ЦИКЛ СТАТЕЙ: МУДРЫЕ ЦИТАТЫ
Помните, что не всегда то, что вы хотите, действительно вам нужно...
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ...
ДАЛАЙ-ЛАМА XIV
3664 0 0 0
Написать комментарий:
Ваше имя:
Ваш e-mail: